Говерла — самая высокая гора в Украине

21.11.2015
Гора Говерла фото, Украинские Карпаты

В ближайшее время особых путешествий у нас не намечается, поэтому самое время рассказать подробнее о чудесных местах, которые мы посетили этим летом в ходе поездки по Карпатам и Закарпатью. Напомню в двух словах, что мы брали авто напрокат в Ивано-Франковске, и за 8 дней мы проехали 1240 км по горным дорогам запада Украины. Одним из ярчайших впечатлений стала самая высокая в Украине гора Говерла.

В тот день Лена и Оливия остались отдыхать от нашего безумного ритма в отеле посёлка Ясиня, расположенного на берегу живописной горной речки Чёрная Тиса, а я поехал покорять вершину самостоятельно. Мысль о восхождении на Говерлу с ребёнком 1 год и 4 месяца нас совершенно не прельщала, хотя мне довелось увидеть подобных путешественников на самой горе… Так что и это возможно, но без опыта — я бы не рекомендовал…

В этой статье я напишу о своей поездке из Ясиней к подножию Говерлы, и о самом восхождении. Также вас ждёт большое количество фото Говерлы и окружающих её красот.

Booking.com

Что такое Говерла, и где она находится?

Говерла — это самая высокая точка Украинских Карпат и всей Украины, и её высота составляет 2061 метров. Происхождение этого географического названия вызывает споры у специалистов. В румынском варианте слово «Говерла» созвучно со словосочетанием «труднопроходимое возвышение», а в венгерском — это «снежная гора». В реальности Говерла бывает снежной большую часть года, и поэтому обычным неподготовленным туристам рекомендуется покорять эту вершину с 1 мая по 1 октября и только в хорошую погоду, поскольку иначе она может стать для вас «труднопроходимой»… Так что правы — и те, и другие эксперты топонимики. =)

В Карпатских горах есть и более высокие вершины, чем Говерла, однако они расположены на территории Словакии, Румынии и Польши. Например, самая высокая точка Карпат расположена в Словакии, и она называется Ге́рлаховски-Штит (2655 м).

Booking.com

Но сегодня мы едем на высочайшую украинскую вершину. Дорога из Ясиней до Ворохты оказалась живописной и совершенно несложной. По пути я подобрал автостопперов, которые оказались местными строителями. Они мне рекомендовали в будущем обязательно посмотреть Верховину — одно из самых красивых сёл в Карпатах по их мнению. Что ж, мотаем на ус. Это совсем недалеко, но сегодня у меня другие планы…

Дорога к Говерле, село Микуличин
Украинские Карпаты - дорога на Говерлу
Дорога на Говерлу недалеко от КПП Карпатского государственного национального парка, пгт Ворохта

На Говерлу можно взобраться как минимум тремя маршрутами. Два из них от спортивной базы «Заросляк» в 7 км от пгт Ворохта, Ивано-Франковской области, и один из села Лазещина Закарпатской области. Подробно про варианты подъёма на Говерлу (и про другие походы в Карпаты тоже) написано здесь — не буду на этом останавливаться, поскольку лично я пробовал лишь один вариант. Вы также всегда можете купить тур на Говерлу на одном из курортов Карпат, чтобы вообще не париться по поводу навигации… Но если говорить про самостоятельный подъём, то я выбрал самый популярный путь от «Заросляка», хотя из Ясиней было бы ближе доехать до Лазещины. Всё-таки я собирался подниматься на Говерлу один, а с базы «Заросляк» идут сотни туристов в день, так что в любом случае вокруг меня были бы другие люди — не так одиноко.

На КПП Карпатского государственного национального парка я оплатил 20 грн за рекреационные услуги, и дальше мне предстояло проехать 8 км по грунтовке со скоростью 20-30 км/час. Повезло с погодой — дождей не было давно, и дорога была сухой. В плохую погоду легковушка типа моей Шкоды Фабиа может там и завязнуть. Парковка находится в нескольких десятках метров от начала пешего маршрута на Говерлу, и она является бесплатной. Машин чуть после полудня было очень много. Некоторые люди приезжают на такси из Ворохты или Буковеля. Также были замечены туристические автобусы, в том числе с беларускими номерами.

Возле парковки можно набрать родниковой воды, купить в дорогу снеки, выпить кофе или квасу, съесть хот-дог… Полноценно пообедать мне не удалось, хотя я на это рассчитывал. Если что — последняя нормальная кафешка находится на КПП нацпарка. Итак, в путь!

Учебно-спортивная база "Заросляк"
Учебно-спортивная база «Заросляк», парковка и отправная точка пешего пути к Говерле

Первые полчаса я шел по густому лесу вдоль мелкого ручейка. Идти нужно строго по указателям, иначе можно зазеваться и заблудиться, если не будут встречаться другие туристы.

Восхождение на Говерлу - лесная часть пути к Говерле
Лесная часть пути к Говерле

В одном месте я не заметил указатель и попёрся куда-то в гору через густой лес. Впереди замаячил просвет, и, хотя я уже понял, что иду не туда — захотелось посмотреть, что за поляна виднеется впереди. В итоге я вышел на склон горы, находящейся напротив Говерлы. Там я увидел много диких цветов и просто потрясающие виды на самую высокую гору Украины. Так что неслучайно я пропустил свой указатель и незря потерял полчаса времени.

Говерла фото, вид на Говерлу с соседней возвышенности, 8 июля 2015 года
Гора Говерла фото с соседнего склона, 8 июля 2015 года
Гора Говерла фото, Украинские Карпаты
Фото горы Говерла, 8 июля 2015 года

Затем я вернулся на правильную тропу, увидел множество других туристов и указатели вновь появились. Правда сам лес очень скоро закончился.

До того момента, где я потерял указатели в лесу, дорожка обозначалась синим и зеленым маркером. А когда я нашел дорожку вновь, то потом мне попадались только синие указатели. Это значит, что я пошёл по более крутому подъему. Его длина 3,7 км, а по времени это 2-2,5 часа. Зелёный же маршрут на Говерлу — более пологий. Его длина 4,3 км или 2,5-3 часа по времени. Таким образом, нужно закладывать на подъем на Говерлу + спуск + полюбоваться природой на вершине = минимум 6 часов. К счастью, есть приятный бонус. На западе Украины летом темнеет очень поздно. Например, 8 июля 2015 года в соседнем Ивано-Франковске солнце зашло в 21:26, а полные сумерки наступили вообще в 22:07, так что мой старт в начале первого был весьма своевременным.

Маршрут на Говерлу - указатели
Указатели «синего» и «зелёного» маршрутов на Говерлу
Маршрут на Говерлу - схема
Схема маркированных маршрутов Говерлы — можно увидеть точку, где расходятся синяя и зеленая тропы

Примерно на высоте 1400 метров лес сменился кустарниками, и моему взору открылись потрясающие горные пейзажи.

На высоте 1400 метров в Карпатских широтах лес исчезает
Восхождение на Говерлу - преодолели высоту 1400 метров
Лес сменяют кустарники, и скоро мы увидим альпийские луга
Подъем на Говерлу: граница леса и альпийских лугов
Последние деревья на пути к вершине, через 50 метров они «закончатся»

Вдруг далеко-далеко слева я заметил впечатляющий каскад водопадов. Это Прутский водопад, общая высота которого составляет 80 метров. Очень красиво — хотелось бы поближе посмотреть, но пока только так. =)

Поход на говерлу, высота 1600 метров и Прутский водопад издалека
Справа на большом зуме можно увидеть 80-метровый Прутский водопад. Это уже высота 1600 метров.

А тем временем, природа становилась всё более и более суровой. Вершина маячила впереди как мираж — казалось, что она очень близко, но не тут-то было.

Фотографии Карпат: Говерла
Кустарниковая часть пути на Говерлу
Альпийские луга в Украинских Карпатах
Альпийские луга в Украинских Карпатах. У кого-то привал, а я иду дальше. =)
Мусор в Карпатах по пути на Говерлу
Неужели серьёзно наши люди хотят оставить после себя в заповеднике ВОТ ЭТО? Или это враги подкинули?
Величественные горы Карпат

Вообще не скажу, что было крайне сложно взбираться на Говерлу, но местами довольно-таки опасно. И неожиданно было жарко вплоть почти до самой вершины. Последние минут 20 подъёма наблюдался горный феномен — то было жарко, то налетал ледяной ветер. Раз 5 мне приходилось то одевать, то снимать лёгенькую кофту, которую я очень кстати с собой прихватил, несмотря на 35-градусную жару на равнине.

Самая высокая вершина Карпат уже совсем рядом!
Начинается самый сложный участок подъёма. Ощущение, что угол наклона более 45°, хотя, конечно, это не так.
Поход на Говерлу: в процессе
Выбрался на пяточек ровной поверхности — даже не верится, что я уже такой подъем взял!
Люди-муравьи карабкаются по горе. Карпаты Говерла
Фотографирую как другие туристы карабкаются вслед за мной. Какие же мы муравьи на этой планете!
Фотографии Карпат почти с самой вершины Говерлы
Подъём стал ещё круче, но встречаются ложбинки, где можно присесть и насладиться окружающими видами
По пути на Говерлу я встречал множество организованных (и не очень) групп туристов — радует, что не пришлось подниматься в одиночестве, постоянно кто-то был рядом.
Много детей школьного возраста. Даже дети могут подняться на Говерлу! Это мотивирует идти дальше))

Да, кстати, про обувь стоит сказать, что нужно иметь хорошую закрытую обувь. Поход на Говерлу — это всё-таки не прогулка в парке, хоть и не Джомолунгма тоже. Но у меня с собой такой обуви не было, поэтому пришлось довольствоваться сандалиями. Однако в открытой обуви можно удариться пальцем, рассечь его до крови, а аптечку с собой наверное не каждый носит… В общем, вы меня поняли.

Моя экскурсия на Говерлу подходит к концу - вот-вот я поднимусь на вершину!
Мой последний мини-привал перед вершиной. Кстати, не стоит ходить в горы в сандалиях — не берите с меня плохой пример))

И вот, наконец, я покорил Говерлу. 2061 метр — самая высокая точка Карпат в Украине!

2061 метр - наивысшая точка Карпат в Украине
И вот… Я здесь! 2061 метр — наивысшая точка Украины
Селфи с Говерлы в сторону Румынии - она от меня всего в 17 км
Селфи с Говерлы в сторону Румынии — она от меня всего в 17 км
Кажется, я побил свой рекорд по селфи, но у меня уважительная причина! Я на главной вершине Украины!

Меня удивили люди с велосипедами на вершине горы, однако потом я подумал, что я ведь поднимался по самому сложному пути… Вероятно, они шли более лёгкой дорогой, поэтому велосипеды не были для них обузой.

Это самая высокая вершина Карпат, и сюда забираются с велосипедами!

Очень не понравилось убогое художество на Говерле. Такое чувство, что людям не хватает бумаги и социальных сетей — обязательно надо оставить после себя какие-то наскальные рисунки… А ещё лучше бутылку из-под шампанского (видел и такое)… В общем, люди, давайте не будем свиньями!

Наскальная живопись, XXI столетие...
Наскальная живопись, Карпаты горы, XXI столетие…
Фото Говерла: на вершине, это самая высокая точка Карпат!
Фото Говерла: на вершине. Это самая высокая точка Карпат!
Стелла на Говерле

Ещё на вершине есть указатели на маршруты, по которым я не шёл. Но, например, на озеро Несамовитое я бы очень хотел попасть. К нему, кстати, есть тропа и от подножия горы. Она начинается возле родинка у базы «Заросляк», от которой я начинал восхождение на Говерлу. Удобно, что и тут пишут ориентировочно время в пути.

Самая высокая точка Карпат - указатели
Указатели на вершине
Фотограф на Говерле
Одинокий фотограф на Говерле

На Говерле немного ловила мобильная связь, в отличие от леса и большей части пути внизу, так что многие говорили по телефону. Ко мне тоже пробился друг Роман из Запорожья, который даже не знал, в каком я чудесном месте находился))) Я его приятно удивил!

После этого я немного полюбовался красотами, подумал о своём и решил спускаться по более лёгкому пути, чтобы не перенапрягаться и увидеть чуточку другие пейзажи.

Фото с вершины "лёгкой трассы" - по ней я буду спускаться, раз уж поднялся по "более сложной"
Фото с вершины «лёгкой трассы» — по ней я буду спускаться, раз уж поднялся по «более сложной»
Карпаты, спуск с Говерлы
Спуск с Говерлы по простому пути действительно оказался гораздо проще
Спуск с Говерлы по простому маршруту действительно оказался гораздо легче подъёма по сложному

И вот я вернулся в лес. На вершине мне казалось, что было очень много людей, а на обратном пути — они куда-то все делись. Спускался я практически в одиночестве.

"Свой мусор забери с собой"
«Свой мусор забери с собой»
Мусор в лесу
Ага, десять раз…

И вот я уже дошёл до развилки синей и зелёной ветки подъёма на Говерлу. Именно этот указатель я случайно обошёл стороной по пути на гору. =)

Развилка сложного (налево) и лёгкого (направо) подъёма на Говерлу

Я очень устал, вода закончилась и хотелось освежиться. Поскольку других туристов в лесу не наблюдалось, а выход был уже недалеко, то я решил немного зайти в лесную глушь, чтобы искупаться в кристально чистом ручейке. Мне удалось найти хорошую запруду, искупаться и напиться — причём козлёночком я потом не стал, так что вода действительно чистейшая!

И вот — я вернулся на парковку. Подъем, спуск, перекус, отдых на Говерле, небольшое блуждание лесу и купание в ручейке заняло 6,5 часов. Можно было бы час сэкономить как минимум, но я делал всё не торопясь, в своё удовольствие…

Спортивная база «Заросляк» в вечернем освещении выглядит более эффектно, чем в полдень!

База отдыха Заросляк у подножья Говерлы
И снова база отдыха Заросляк у подножья Говерлы

Рядом я нашел родник, чтобы еще набрать воды для Леночки, а также увидел начало тропы на озеро Несамовыте. Какие еще красоты ждут нас в этом мире!

Источник возле базы "Заросляк"
Источник у подножия Говерлы возле базы «Заросляк»
Начало тропы на озеро Несамовыте

На горе и во время спуска удалось собрать немного мусора. Я не хвастаюсь, просто меня реально аж коробит, зачем люди его там оставляют? Или пустая бутылка с бумажкой от «сникерса» так много весит? Уверен, что нам нужны законы как в Сингапуре с тысячными штрафами для рагулей и быдла — по-другому мы их не перевоспитаем!

Мусор, который я собрал на Говерле

С чувством выполненного долга на этот день я сел в машину и поехал назад к своим девчонкам — делиться впечатлениями и освежаться в импровизированном «джакузи» горной реки у отеля в Ясинях. По дороге мне еще довелось увидеть немало прекрасных мест — в том числе, очень понравилась Ворохта. У этого посёлка прекрасное местоположение — гора Говерла, курорты Буковель, Драгобрат, Ясиня, Верховина, Яремче — почти все лучшие места Украинских Карпат находятся на небольшом расстоянии. По дороге опять подвёз автостоперров — на этот раз это были школьники из Днепропетровска — парень и 2 девочки, которые ехали с базы отдыха в магазин. Поделились с ними впечатлениями от Карпат и попрощались!

Ворохта фото
Посёлок Ворохта фото: еду к своим девчонкам!
Ворохта фото спуска
Ворохта, фото спуска — похоже на небольшую лыжную трассу

Вот так меня пленили летние Карпаты. Как ни странно, в зимних мне еще не довелось побывать, так что всё впереди! =)

Пробка в Ворохте, коровы в горах
Пробка в Ворохте =)

Ваши вопросы и дополнения приветствуются в комментариях.

Статьи про другие наши путешествия по Украине:

С шестимесячным ребёнком в Трускавец

2700 км с запада на юго-восток Украины и обратно

Одесса в конце августа 2015

Коломыя — прогулка по старому городу в Прикарпатье

Мукачево — возможно, самый необычный город Украины, замок Паланок

Ужгород — самый западный областной центр Украины

Подписывайтесь на обновления нашего блога через RSS.

Заходите и ставьте «нравится» на наших страничках вконтакте, на facebook и в Instagram. Счастливо!

Говерла — самая высокая гора в Украине: 12 комментариев

1. Люблю Карпаты! В этом году там отдыхало довольно много моих знакомых, некоторые покоряли Говерлу. У меня целая коллекция фото набралась. На мое любимое озеро Синевир почему-то никто не ездил. Это направление перестало быть популярным?
    Мусор… К сожалению, это международная проблема. Люди-свиньи живут везде. У нас в Вест Керби есть неимоверной красоты песчаные дюны. В хорошую погоду народ из неблагополучных районов едет к нам отдыхать и оставляет бумажки, бутылки и т.д. прямо там, где наслаждается отдыхом. У нас есть отряды местных волонтеров, которые регулярно этот мусор собирают. Я тоже не могу пройти мимо: всегда что-то подбираю и несу до ближайшего мусорника (их у нас немного). Да и другие местные всегда за свиньями убирают. У приезжих создается впечатление, что у нас очень чисто. Так оно и есть, но для этого необходимо все время прилагать усилия.

1. Хехе, как раз следующая статья будет именно про озеро Синевир)))) Это место меня тоже покорило, причем даже больше чем Говерла. Думаю, в Украине есть и более красивые горы, чем Говерла, но просто она популярна, потому что она самая высокая. А вот Синевир — другое дело. Там просто фантастическая атмосфера, которую невозможно передать, а можно только почувствовать! Я — фанат этого озера))))) Обязательно надо будет еще раз туда съездить в будущем, только не на пару часов, а на пару дней хотя бы. Единственный минус — дорога к озеру Синевир. Её сейчас практически нет!( Но все равно туристов там очень много. Вообще в последние два года Карпаты и запад Украины в целом стали гораздо более популярными направлениями для внутреннего туризма, чем раньше. По крайней мере если говорить о моем круге общения, но думаю эта тенденция связана с Крымом. Людям надо куда-то ездить — раньше некоторые мои друзья и знакомые из Запорожья в Крым ездили по 2 раза в каждый сезон, а то и чаще, а теперь как-то в западло…

По поводу мусора — видимо действительно везде свиньи есть. Поэтому надо или бороться с ними с помощью наказаний, или смириться и убирать за ними… Лично мне больше нравится первый вариант.

2. Поздравляю!

Что касается маленьких детей, то, думаю, на Говерлу их брать не стоит. Там могут быть напряги с погодой, даже летом. Всегда ветрено, относительно прохладно (градусов на десять холоднее, чем внизу на равнине), да и дождь может пойти неожиданно. И если ребёнку станет некомфортно, то прятаться некуда. До зоны комфорта минимум 2 часа ходьбы по довольно-таки неудобному рельефу (особенно, если дождь всё намочит). Я был на Говерле три раза, все три — летом, и только один из них был при хорошей погоде.

На Прутский водопад стоит посмотреть вблизи. На моём блоге фотки есть. К нему от синей тропы ведёт тропинка. Я два похода начинал так: шли от Заросляка к водопаду, от него на синюю тропу и далее на Говерлу. Кстати, советую обзавестись нормальной навигационной прогой для телефона. Указатели — это хорошо, но при нынешнем развитии техники не нужно пренебрегать GPS-навигацией и электронными картами (нам, кстати, на КПП нацпарка давали бумажную карту Говерлы).

А вообще мне больше понравилось на Попе Иване, чем на Говерле. Высота почти такая же, на вершине — огромное здание бывшей обсерватории, и виды с горы почему-то получше (может, потому, что Поп Иван находится на краю хребта, и там пропасти с трёх сторон).

Велосипедисты могли заехать по хребту из Квасов мимо Петроса. Дорога долгая, но очень пологая, и близко к вершине Говерлы подходит.

1. Ага, я у тебя читал про Прутский водопад — очень клево там!
      Мне бумажная карта не досталась))) а про gps я как-то даже не вспоминал в такой красоте. Если бы помнил про водопад, то стоило бы пойти вашим путем, а так… В принципе, будет стимул еще раз вернуться. А можно через Прутский водопад попасть на оз.Несамовите?

Про Поп Ивана учту на будущее, спасибо. :)

1. Дорога на Несамовите (которая не через Говерлу) не идёт через Прутский водопад. Поэтому посмотреть и то, и другое можно только если проходить через Говерлу. Или приехать на Заросляк, прогуляться к водопаду, вернуться на Заросляк и пойти на Несамовите.

Что касается озёр, можно ещё сходить на озеро Догяска на хребте Свидовец. От турбазы Драгобрат до озера идти около трёх часов по довольно несложной грунтовой дороге (относительно ровный хребет высотой 1500-1600 м) с приятными пейзажами.

P.S. Подписался на ответы на мои комменты, но уведомление на почту почему-то не пришло.

1. Спасибо за инфу, Андрей! Будем прорабатывать потихоньку на будущее))

По поводу п.с. — к сожалению, не знаю, как это настраивается. Попробую на досуге поковыряться… Спасибо, что сказал. =)

3. Ничего не изменилось, ходил туда десять лет назад все так же мусор валяется))) Просто ужас, а счс говорят местное население не очень дружелюбно смотрит в сторону русских

1. Говорят что кур доят…
      Мы сейчас живем в Ивано-Франковске. В нашем новом районе проживает семей 20 из Донецка и Луганска, 2 из Крыма, 2 из Запорожья — в основном квартиры тут купили в течение последнего года. Это только тех, что я знаю или мои знакомые. Все они по-русски говорят, в том числе мы, и никаких проблем. Русских из России тоже особо никто не выделяет. К кому и есть претензии, это к тем, кто ведет войну против Украины и разжигает пропаганду против украинцев, ну уж точно не конкретно к простым русским или русскоязычным.

Рекомендую посмотреть летнее видео популярного российского блоггера из Киева и Львова — https://www.youtube.com/watch?v=stKSFQq3G0U
      Там у него и с Одессы есть еще.

По поводу мусора — это не только на Говерле такая проблема. Тоже самое я видел своими глазами и в заповедных местах в Таиланде, и даже на Гавайях( К сожалению, не до всех людей доходит, что планета у нас одна…

1. Если пойти на другие горы, менее популярные, чем Говерла, то там и мусора будет на порядок меньше. Например, на соседний с Говерлой Петрос (2020 м). Правда, идти там от машины дольше, чем если на Говерлу.

4. Господи… этим воздухом невозможно надышаться… этой зелени невозможно насмотреться… спасибо за путешествие! Это было — грандиозно!

1. Да, почти полгода прошло уже, а я до сих пор под впечатлением! =) Скоро поедем опять в горы, а то мы Карпаты летом только и видели. А туда в основном зимой ездят))